Логин:
Пароль:
 

Проверка и ремонт каркаса и оперения кузова

Значительная часть ремонтных работ по кузовам приходится на аварийные автомобили, которые в большинстве случаев требуют проверки геометрии точек крепления узлов и агрегатов шасси автомобиля.

Повреждения кузова автомобиля могут быть самыми различными. Поэтому правила ремонта в каждом отдельном случае должны быть свои, наиболее подходящие для этих повреждений. При этом максимально используют возможности рихтовки поврежденных панелей.

Необходимо по возможности избегать термического воздействия на металл с тем, чтобы не нарушать заводскую сварку и противокоррозионную защиту кузова. Во многих случаях необходимо снимать лицевые детали, чтобы определить места повреждения, выправить или проверить каркас.

В случаях значительных повреждений кузова рекомендуется снимать все легкосъемные внутренние обивочные детали, чтобы облегчить измерение, контроль и установку гидравлических или винтовых домкратов для устранения перекосов и повреждений кузова. Правкой восстанавливают первоначальные линейные размеры и местоположения несущих элементов, ветрового окна, проемов капота, двери задка.

Выступание лицевых поверхностей и съемных деталей относительно соседних производится их подгонкой или регулировкой.

Наиболее часто при ремонте кузова требуется замена панелей крыши, крыльев, боковин, ветрового окна.

Методы замены и ремонта этих деталей можно взять за основу при ремонте и других деталей кузова.

Замена панели крыши

Снимите с крыши облицовочные накладки сточных желобков, ветровое и заднее стекла, дверь задка, жиклер омывателя стекла двери задка и обивку крыши.

Положите новую панель крыши на кузов и определите места рубки стоек кузова. Тонким острозаточенным зубилом срубите или срежьте шлифовальной машинкой панель крыши, отступив от изгиба панели 6—8 мм. Выполняют рубку панели на стойках, отступив вверх от разметки 10—15 мм. Отсоедините панель крыши от элементов кузова, удалите оставшиеся полоски панели и зачистите просадочные места кузова и новой панели крыши. Рихтуйте элементы кузова в местах соединения с панелью крыши, подгоните по месту новую панель и зафиксируйте ее захватами.

Прихватите панель газовой сваркой. Проверьте посадку панели крыши и приварите ее точечной контактной сваркой с шагом по передней и задней кромке 45 мм, по бокам 30 мм. Соединения панели со стойками паяйте твердым припоем и зачистите шов.

При отсутствии контактно-сварочной машины допускается электросварка в среде углекислого газа проволокой диаметром 0,8 мм или газовая сварка латунными прутками диаметром 2—3 мм.

Снятие и установка переднего крыла

Для снятия крыла выньте патрон с лампой указателя поворота. Выкрутите самонарезающие винты: четыре винта по верхнему фланцу, по одному спереди внизу и сзади внизу; два винта крепления к передней стойке (под крылом). При невозможности выкрутить передний внизу винт предварительно выкрутите два винта крепления бампера к боковому кронштейну и для доступа к указанному винту крепления крыла отожмите в сторону накладку бампера.

Осторожно отсоедините крыло и снимите изолирующие прокладки с мест контакта крыла с кузовом. Снимите с крыла указатель поворота.

Установку крыла выполняйте в обратном порядке. Изолирующие прокладки рекомендуется устанавливать новые. В случаях установки алюминиевых крыльев для исключения контакта алюминия со сталью необходимо под шайбы винтов дополнительно устанавливать изолирующие шайбы из паронита или текстолита толщиной 1,5 мм. За счёт увеличенных отверстий в крыле перед окончательным затягиванием винтов регулируют равномерность зазоров крыла с другими элементами кузова.

После замены крыла нанесите на его внутреннюю поверхность противокоррозионное покрытие.

Замена панели боковины

Боковину заменяйте при снятых крыльях, панелях крыши и рамы ветрового окна. Дополнительно снимите детали, препятствующие выполнению рихтовочных и окрасочных работ.

Высверливайте сверлом диаметром 6 мм точки контактной сварки боковины с брызговиком, соединителем боковины и передка, внутренней стойкой ветрового окна, балками и усилителями крыши, желобком проема двери задка, внутренней панелью боковины, надставками, заглушкой (только для правой стороны), накладками и усилителями боковин.

Снимите панель боковины, отрихтуйте кромки сопрягаемых деталей и зачистите их шлифовальной машинкой с обеих сторон. Высверлите сверлом диаметром 5 мм отверстия на кромках новой панели в местах сварки со следующим шагом: с панелью крыши в проеме двери 40 мм, с панелью рамы ветрового окна 45 мм, в проеме двери задка 60 мм (внизу на длине 140 мм с шагом 30 мм), с заглушкой (только для правой боковины) 35 мм, с внутренней панелью боковины от панели задка до нижней накладки 30 мм, в остальных местах 40 мм.

Зачистив кромки панели, установите ее на кузов и закрепите захватами. Поставьте на место двери, переднее крыло и проверьте посадку боковины по равномерности зазоров с дверями и крыльями с обеих сторон автомобиля. Приварите панель по углам газовой сваркой. В качестве припоя можно использовать латунный пруток диаметром 2—3 мм.

Проверьте посадку панели, снимите двери и крыло и приварите панель боковины по высверленным точкам электросваркой в среде углекислого газа проволокой диаметром 0,8 мм. По окончании сварки выполните окрасочные работы и поставьте на место снятые узлы и детали.

Замена панели рамы ветрового окна

Замену производите при снятых ветровом стекле, передних крыльях, панели крыши и других деталях, препятствующих рихтовочным и сварочным работам.

Высверлите сверлом диаметром 6 мм точки контактной сварки панели со щитом передка, брызговиком, соединителями, желобками балки крыши, боковинами и внутренними стойками рамы. Снимите панель рамы, от-рихтуйте кромки сопрягаемых деталей и зачистите их шлифовальной машинкой с обеих сторон. Высверлите сверлом диаметром 5 мм отверстия на кромках новой панели в местах соединений с шагом: с усилителем рамы в месте проема окна 90 мм, в проеме моторного отсека 60 мм, со щитом передка 40—50 мм, с желобками боковин 30—35 мм, с боковинами и стойками рамы 45 мм, с балкой крыши 60 мм (в месте проема окна три отверстия с шагом 400 мм), с соединителями 20—30 мм.

Зачистите кромки панели рамы, установите усилитель рамы по месту и приварите к раме электросваркой в среде углекислого газа. Установите панель с усилителем на место и зафиксируйте захватами. Установите на место передние крылья, капот и проверьте посадку панели. Приварите панель по углам газовой сваркой и проверьте снова посадку панели.

Снимите передние крылья и капот, приварите панель по высверленным точкам электросваркой в среде углекислого газа и поставьте на место снятые детали.

При частичной замене панели рамы ветрового окна высверлите точки контактной сварки поврежденной части панели, срубите тонким острозаточенным зубилом, срежьте шлифовальной машинкой поврежденную часть панели и снимите ее с рамы. Установите новую часть панели на кузов, закрепите захватами и приварите ее по технологии замены всей панели.

Ремонт деформированных поверхностей

Ремонт поврежденных деталей кузова производят вытяжкой, выравниванием, правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не поддающихся ремонту, изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали. Деформированные места панелей выправляют, как правило, вручную при помощи специального инструмента (металлических, пластмассовых, деревянных молотков и различных оправок) и приспособлений.

Правку с нагревом используют для осаживания (стягивания) сильно растянутых поверхностей. Для предотвращения резкого вспучивания и ухудшения механических свойств панели нагревают до 600—650 °С (вишнево-красный цвет). Диаметр нагретого пятна должен быть не более 20—30 мм.

Стягивание поверхности производят следующим образом: угольным электродом сварочного полуавтомата или газовой сваркой нагревают от периферии к центру дефектного участка металл и ударами деревянной киянки и молотка осаживают нагретый металл, используя плоскую поддержку или наковальню, повторяя операции нагрева и осаживания до получения необходимой поверхности панели.

Неровности на панелях можно выравнивать при помощи полиэфирных шпатлевок, термопластика, эпоксидных мастик холодного отвердения и при помощи припоя.

Полиэфирные шпатлевки образуют надежные соединения с панелями, зачищенными до металла. Они представляют собой двухкомпонентные материалы: ненасыщенную полиэфирную смолу и отвердитель, который является катализатором для быстрого отвердения смеси независимо от толщины слоя шпатлевки. При 20°С время сушки 15—20 мин. В целом сокращается продолжительность нанесения шпатлевки и нет необходимости наносить ее в несколько слоев.

Поверхность, подлежащая заполнению, должна быть тщательно очищена от ржавчины, окалины, старой краски и других загрязнений. Для лучшей адгезии рекомендуется на поверхности создать шероховатости при помощи абразивного инструмента. Для нанесения термопластика участок, подлежащий выравниванию, нагревают до 170—180°С и наносят первый тонкий слой порошка, который укатывают металлическим катком. Затем наносят второй слой и так далее до заполнения неровности. Каждый слой укатывают до получения монолитного слоя пластической массы. После отвердения слой зачищают и выравнивают шлифовальным кругом.

Пораженные коррозией участки панелей кузова могут ремонтироваться эпоксидными мастиками холодного отвердения, которые обладают высокой адгезией, достаточной прочностью и легко наносятся на поврежденные участки. В состав мастик входят отвердители, пластификаторы, наполнители.

При значительных повреждениях панели замените новыми с использованием электросварки в среде защитных газов.

Мы категорически против перепечатки любых материалов, размещённых на сайте bmwgo.ru.
Авторские права на материалы, опубликованные на нашем сайте, принадлежат либо проекту bmwgo.ru, либо другим авторам или изданиям.