Логин:
Пароль:
 

Система зажигания

Проверка элементов системы зажигания на автомобиле

При техническом обслуживании автомобиля проверяйте надежность соединений проводов высокого напряжения с датчиком-распределителем зажигания, катушкой и свечами зажигания.

Не допускается отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как это может привести к повреждению коммутатора.

Бесконтактный датчик

Работоспособность бесконтактного датчика, расположенного в датчике-распределителе зажигания, можно проверить индикатором.

Для проверки бесконтактного датчика подключите индикатор к датчику-распределителю зажигания вместо жгута проводов системы зажигания и проверните колен-вал двигателя стартером или специальным ключом за болт на коленчатом валу. Если при вращении коленчатого вала лампа мигает, то бесконтактный датчик исправен.

Исправность бесконтактного датчика можно проверить также с помощью вольтметра. Этот метод более точен, так как позволяет проверить по вольтметру амплитуду импульсов напряжения, выдаваемых датчиком.

Коммутатор

Работоспособность коммутатора также может быть проверена с помощью лампы типа А12, 3 Вт. Для проверки необходимо отсоединить от катушки зажигания коричневый провод с красными полосками, идущий от клеммы коммутатора, и подключить наконечник провода к контрольной лампе. Другой вывод лампы подключите к клемме катушки зажигания и проверните коленвал двигателя стартером. Если при вращении коленчатого вала двигателя лампа мигает, то коммутатор выдает импульсы тока на катушку зажигания.

Описанный метод позволяет только грубо оценить работоспособность коммутатора — выдает он импульсы тока или нет. Параметры импульсов (величину и длительность, форму) проверить этим методом нельзя. А они могут серьезно влиять на работу двигателя, особенно при высокой частоте вращения коленчатого вала.

Катушка зажигания и провода высокого напряжения

Работоспособность этих элементов можно проверить при помощи высоковольтного разрядника. Простейший разрядник состоит из двух заостренных металлических стержней, зазор между которыми можно регулировать. Стержни закрепляют на пластине из электроизоляционного материала (пластмасса или керамика). Для проверки катушки зажигания отключите центральный провод высокого напряжения отдатчика-распределителя зажигания и присоедините его к электроду разрядника. Второй вывод разрядника подключите к корпусу автомобиля и установите воздушный зазор между электродами разрядника 7—10 мм. Если при вращении двигателя стартером между электродами разрядника наблюдается бесперебойное искрообразование, то катушка зажигания и центральный провод высокого напряжения исправны.

Подключив к датчику-распределителю зажигания центральный провод и присоединяя к разряднику поочередно провода, идущие к свечам зажигания, аналогично проверьте работоспособность этих проводов. В этом случае может наблюдаться нарушение искрообразования при подключении всех проводов, в то время как при подключении к разряднику центрального провода искрообразование было нормальным. Причиной этого явления могут быть внутренние разряды в датчике-распределителе зажигания. Возможно, что имеются трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания или загрязнены их поверхности. Убедиться в наличии этого дефекта можно, заменив датчик-распределитель зажигания заведомо исправным.

Проверка элементов системы зажигания на стендах

Проверка работы датчика — распределителя зажигания

Установите датчик-распределитель зажигания на стенддля проверки электрических приборов и соедините его с электродвигателем, частота вращения которого регулируется. Выполните соединения с катушкой зажигания, с коммутатором и аккумуляторной батареей аналогично схеме системы зажигания на автомобиле. Четыре клеммы крышки соедините на стенде с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.

Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда, который должен вращать валик датчика-распределителя несколько минут против часовой стрелки (смотреть со стороны крышки) с частотой 2000 об/мин. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в датчике-распределителе, которые выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда,

Во время работы датчик-распределитель зажигания не должен производить значительного шума при любой частоте вращения валика.

Снятие характеристик автоматического опережения зажигания

Установите датчик-распределитель зажигания на стенд, соедините вывод «4» коммутатора с клеммой «плюс» стенда, вывод «1» с клеммой «прерыватель» стенда, вывод«2» с корпусом, а выводы «3», «5» и «6» коммутатора —сдатчиком-распределителем зажигания.

Включите электродвигатель стенда и установите скорость вращения валика датчика-распределителя зажигания, равной 500—600 об/мин. По градуированному диску стенда отметьте значение в градусах, при котором наблюдается одно из четырех искрений. Повышая ступенчато частоту вращения на 200—300 об/мин, определите по диску число градусов опережения зажигания, соответствующее каждой частоте вращения валика датчика — распределителя.

Для снятия характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания соедините штуцер вакуумного регулятора с вакуумным насосом стенда. Включите электродвигатель стенда и установите скорость вращения валика датчика-распределителя зажигания равной 1000 об/мин. По градуированному диску установите условный «нуль» по моменту искрения в любом из цилиндров.

Плавно увеличивая разрежение, через каждые 20 мм рт. ст. отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. В небольших пределах можно подрегулировать характеристику вакуумного регулятора перемещением его корпуса. Если таким методом не удается привести характеристику к норме, то вакуумный регулятор замените. При снятии характеристики необходимо обращать внимание на четкость возврата в исходное положение после снятия вакуума опорной пластины бесконтактного датчика.

Проверка бесконтактного датчика

С выхода датчика снимите напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на его выходе близко к нулю.

Медленно вращая валикдатчика — распределителя, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального — не более чем на 3 В меньшего напряжения питания.

Между штепсельным разъемом датчика — расfr пределителя зажигания и разъемом пучка проводов под-|,: ключите переходный разъем с вольтметром. Включив за-з жигание и медленно поворачивая специальным ключом i коленчатый вал, вольтметром проверьте напряжение на выходе датчика.

Катушка зажигания и коммутатор

Проверьте сопротивление обмоток и сопротивление изоляции. Сопротивление первичной обмотки при 25 "С должно составлять 0,45 + 0,05 Ом, а вторичной обмотки — 5 + 0,5 кОм. Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 МОм.

Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов, при напряжении питания 12 В. Осциллограф желательно применять двухканальный. Один канал используется для наблюдения за импульсами генератора, а второй для импульсов коммутатора.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. При этом двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.

Замок и выключатель зажигания

У выключателя зажигания проверяется правильность замыкания контактов при различных положениях ключа, работа противоугонного устройства и работа блокировочного устройства против повторного включения стартера.

Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение «стоянка» и вынуть из замка. Запорный стержень должен утапливаться после поворота ключа в положение «выключено». Ключ должен выниматься из замка только в положении «стоянка».

Блокировочное устройство против повторного включения стартера не должно допускать повторный поворот ключа из положения 1 (зажигание) в положение 2 (стартер). Такой поворот должен быть возможен только после предварительного возвращения ключа в положение О (выключено).

Снятие и установка, разборка и сборка элементов системы зажигания

Датчик-распределитель зажигания

Для снятия датчика-распределителя затормозите автомобиль стояночным тормозом и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Вращайте коленчатый вал за болт крепления шкива, до совмещения метки на маховике со средним делением шкалы на корпусе. Отсоедините отдатчика-распределителя провода и вакуумный шланг. Открутите гайки крепления, снимите кронштейн крепления проводов высокого напряжения и датчик-распределитель.

Валик датчика-распределителя зажигания соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поверните валик датчика-распределителя в такое положение, чтобы кулачки муфты валика находились против пазов распределительного вала.

Наденьте на фланец датчика-распределителя уплотнительное кольцо. Установите датчик-распределитель на корпус вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы среднее деление на фланце датчика-распределителя находилось против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. Установите кронштейн крепления проводов высокого напряжения. Закрепите кронштейн и датчик-распределитель гайками. Присоедините к датчику-распределителю провода и вакуумный шланг, а затем проверьте и, при необходимости, отрегулируйте момент зажигания.

Для замены каких-либо деталей разборку производят в следующем порядке. Снимите крышку, ротор и защитный экран. Отсоедините тягу вакуумного регулятора от опорной пластины датчика, винты крепления и снимите вакуумный регулятор. Открутите винты крепления и снимите опорную пластину в сборе с датчиком и держателем. Снимите пружину с муфты, удалите штифт и снимите с валика муфту и регулировочные шайбы. Выньте из корпуса валик с центробежным регулятором и шайбами.

Сборку выполняют в порядке, обратном разборке.

При сборке необходимо подбором регулировочных шайб обеспечить осевой свободный ход валика не более 0,35 мм.

Выключатель зажигания

Для снятия выключателя зажигания отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи, снимите облицовочный кожух вала рулевого механизма и отсоедините колодку проводов выключателя зажигания от жгута проводов панели приборов.

Вставьте ключ в замок выключателя зажигания и поверните его в положение «О», открутите болты крепления скобы выключателя, снимите ее, а затем и выключатель зажигания.

Установку выключателя зажигания производят в обратном порядке.

Контакты прерывателя системы зажигания при необходимости зачищают мелкозернистым абразивным бруском или специальными алмазными лепестками. Наждачную бумагу для этой цели применять не рекомендуется. В результате естественного электроэрозионного износа на одном из контактов образуется бугорок, а на другом — впадина. Зачищая контакты, бугорок следует убрать, а впадину на втором контакте до конца выводить не нужно, так как для этого пришлось бы снять слишком толстый слой металла.

В результате зачистки поверхности обоих контактов должны стать плоскими и плотно прилегать друг кдру-гу. После зачистки контакты следует протереть тряпочкой, смоченной чистым бензином или ацетоном, чтобы удалить мельчайшие опилки, абразивные зерна и следы жировых загрязнений.

В результате зачистки контактов изменяются зазор между ними и угол опережения зажигания, поэтому обязательно следует отрегулировать и то и другое.

Латунные электроды ротора и крышки распределителя зажигания нельзя чистить напильником, бруском или любыми другими абразивными инструментами, так как в результате снятия даже небольшого слоя металла увеличится воздушный зазор между контактами, что может привести к перебоям в зажигании. Эти контакты (а также всю крышку распределителя внутри и снаружи) следует очищать только чистой тканью, смоченной неэтилированным бензином.

Для чистки контактов регулятора напряжения, которые изготовлены из серебра, рекомендуется использовать кусок капроновой ленты, смоченной спиртом или 20%-ным раствором лимонной кислоты. Напильник или наждачная бумага выведут прибор из строя.

Контакты реле стартера, включения звукового сигнала, включения фар при необходимости нужно зачищать наждачной бумагой с последующей протиркой бензином.

Коллекторы стартера, различных электродвигателей, контактные кольца генератора переменного тока в случае их обгорания (неровная пятнистая поверхность со следами искрообразования) следует зачищать наждачной бумагой, слегка прижимая ее к коллектору и проворачивая якорь, затем коллектор нужно продуть воздухом и протереть тканью, смоченной бензином.

Цветной налет на коллекторе, похожий на лаковую пленку, — явление нормальное, свидетельствующее о хорошей работе узла. В этом случае коллектор не требует зачистки.

Рекомендуемая заводами установка регулятора напряжения рассчитана на средние условия эксплуатации автомобиля. Если вы собираетесь в длительное путешествие с большими дневными пробегами, да еще в теплое время года, желательно изменить регулировку, уменьшив напряжение заряда по сравнению с рекомендуемым примерно на 0,5 В. Это позволит повысить срок службы аккумулятора, к тому же реже придется доливать в него воду.

Мы категорически против перепечатки любых материалов, размещённых на сайте bmwgo.ru.
Авторские права на материалы, опубликованные на нашем сайте, принадлежат либо проекту bmwgo.ru, либо другим авторам или изданиям.