Логин:
Пароль:
 

Стартер

Причиной неожиданного отказа стартера (остальные приборы электрооборудования работают) может быть слабая затяжка наконечников проводов, а чаще — окисление клемм аккумулятора. Стартер потребляет большой по величине ток, и почти все напряжение аккумулятора падает из-за увеличившегося переходного сопротивления клеммы. Для устранения этого дефекта достаточно зачистить клеммы аккумулятора и наконечники проводов.

У вас стартер никогда не заклинивал? Значит, вам повезло. Если это произойдет, попробуйте следующее. Заведите двигатель с толчка или на буксире, проедьте, найдите дорогу или улицу, ведущую под уклон, выключите двигатель и, не отжимая педалей сцепления, включите стартер. Он «оживет».

Если стартер снова заклинит, нужно найти причину. Чаще всего это происходит из-за перекоса, вызванного тем, что какая-то гайка крепления стартера ослабела.

Возможно, в автосервисе вам скажут, что нужен новый стартер. Не принимайте это на веру. Такие агрегаты, как стартер, генератор и распределитель зажигания, можно ремонтировать. Они служат долгое время, если есть запчасти.

Проверка стартера на стенде

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Стенд должен иметь гнездо для установки стартера с втулкой для переднего конца вала якоря. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2. Температура при проверках должна быть (25 + 5) °С, а щетки должны быть хорошо притерты к коллектору.

Проверка работоспособности

При напряжении источника тока 12 В, замыкая выключатель, три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах: 0,20—0,24; 0,55—0,66 и 0,90—1,08 кгсм. Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.

Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.

Испытание в режиме полного торможения

Застопорите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 500 А, не более 7 В и не менее 1,4 кгс • м. Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.

Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть меж-витковое замыкание в обмотке статора или якоря, или замыкание обмоток на корпус.

Когда тормозной момент и потребляемый ток ниже указанных выше величин, то причинами могут быть окисление и загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.

При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться. Если это происходит, то неисправна муфта свободного хода. Для устранения неисправностей разберите стартер и замените поврежденные детали.

Испытание на режиме холостого хода

Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый ток и частоту вращения якоря, которые должны быть соответственно не более 60 А и 5000 об/мин при напряжении на зажимах стартера 11,5— 12 В.

Если ток и частота вращения якоря отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.

Проверка тягового реле

Установите между ограничительным кольцом и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Напряжение включения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20+5) °С. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода.

Ремонт стартера

Разборка и сборка

Открутите гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоедините от него вывод обмотки статора. Открутите винты крепления тягового реле и снимите его. Отсоедините якорь реле от рычага привода. Выньте резиновую заглушку с шайбой из передней крышки.

Открутите винты и снимите защитный кожух. Снимите стопорную шайбу, выверните стяжные болты и отсоедините корпус с задней крышкой от передней крышки с якорем. Открутите винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от задней крышки. Снимите пружины и щетки.

Снимите стопорное и ограничительное кольца и отсоедините якорь от привода. Расшплинтуйте и выньте ось рычага из передней крышки. Отсоедините рычаг от привода и выньте привод из передней крышки. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

Для разборки тягового реле отверните винты крепления его крышки и отпаяйте выводы обмоток от штекера и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.

После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите их.

Перед сборкой смажьте моторным маслом винтовые шлицы вала якоря и ступицы муфты свободного хода, шестерню и втулку задней крышки. Поводковое кольцо привода смажьте консистентной смазкой.

Сборка стартера выполняется в порядке, обратном разборке. Подбором регулировочных шайб обеспечьте осевой свободный ход якоря в пределах 0,07—0,70 мм. На стяжной болт, проходящий около выводов обмотки статора, наденьте изолирующую пластмассовую трубку.

После сборки проверьте стартер на стенде.

Проверка технического состояния деталей стартера

Якорь

Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки якоря на корпус. Напряжение через лампу подводится к пластинам коллектора и к сердечнику якоря. Горение лампы указывает на замыкание обмотки или пластин коллектора с корпусом. Мегомметр при проверке не должен показывать сопротивление менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с корпусом, замените.

Специальным прибором проверьте, нет ли замыканий между секциями обмотки якоря или пластинами коллектора, а также нет ли обрывов в месте припайки выводов секций обмотки к пластинам коллектора.

Осмотрите рабочую поверхность коллектора. Если она загрязнена или пригорела, то зачистите ее шлифовальной шкуркой зернистостью 10— М40. Проверьте радиальное биение якоря относительно цапф вала. Если оно больше 0,08 мм — замените якорь.

Проверьте состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть видимых задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала появились следы желтого цвета от втулки шестерни, удалите их шлифовальной шкуркой зернистостью 10—М40.

Привод

Элементы привода стартера должны свободно, без заметных заеданий перемещаться на валу якоря. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря в направлении вращения якоря поддействием момента не более 2,8 кгс • см. В обратном направлении шестерня проворачиваться не должна. Если детали привода повреждены или значительно изношены, замените привод новым.

Статор

Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыканий обмотки статора на корпус. Напряжение через лампу подводится к общему выводу обмотки и к корпусу стартера. Если лампа горит или мегомметр показывает сопротивление меньше 10 кОм, а также если обмотки имеют следы перегрева (почернение изоляции), замените корпус с обмотками.

Крышки

Проверьте, нет ли на крышках трещин. Если они имеются, крышки замените. Проверьте состояние втулок задней крышки и картера сцепления. Если они изношены, то замените заднюю крышку и картер сцепления.

Проверьте надежность крепления щеткодержателей на задней крышке. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с корпусом. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, замените.

Проверьте динамометром давление пружин на щетки, которое для новых щеток должно составлять 1 ±0,1 кгс. При необходимости замените пружины новыми.

Тяговое реле

Проверьте легкость перемещения якоря реле. Затем проверьте омметром, замыкаются ли контактные болты реле контактной пластиной. Если контактные болты не замыкаются, то разбирают реле и зачищают контактные болты мелкозернистой шлифовальной шкуркой или плоским бархатным напильником. При повреждении контактных болтов в месте соприкосновения с контактной пластиной можно повернуть их на 180°.

Мы категорически против перепечатки любых материалов, размещённых на сайте bmwgo.ru.
Авторские права на материалы, опубликованные на нашем сайте, принадлежат либо проекту bmwgo.ru, либо другим авторам или изданиям.